Budocenter
Нижегородская школа спортивного Каратэ и Чанбара
Budocenter / О главном
Из опыта работы школы

Из опыта работы школы «ОБРАЗ»


Посёлок Малаховка

2007



ОГЛАВЛЕНИЕ


Краткое описание проекта
Истоки воспитательной системы
Формы воспитательной работы
Воспитание в учебной деятельности
Школа полного дня
Школьные праздники
Краеведческая работа
Межшкольные научно-практические конференции учащихся
Литературно-музыкальные гостиные
Поездки, походы, выездные лагеря
Летний оздоровительный лагерь в Ярославской области
Дела милосердия и культурно-просветительские мероприятия
Семейный клуб
Издательская деятельность.
Заключение
Список приложений
Приложение 1
Приложение 2

________________________________________



КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

В данной работе представлена комплексная программа учебно-воспитательной работы, путем проб, ошибок, исследований и опыта выработанная в практической деятельности негосударственного образовательного учреждения «Школа «Образ». Все эти годы школа, с самого начала определившая свои педагогические ориентиры на ценности традиционной русской педагогики, изучала опыт подобных школ в России прошедших столетий, опыт мировой педагогики и опыт России современной. Надо сказать, что новейшие открытия педагогической мысли утвердили нас в понимании правильности выбранного нами пути.
Так, с самого начала мы поставили во главу угла такие приоритетные в последние годы положения педагогики, такие как:
- здоровье и психологическую защищенность учащихся, здоровый режим школьного дня, включающий в себя динамическую паузу, организацию полноценного трехразового питания для всех детей,
- приоритетность воспитательных задач в самом учебном процессе,
- тесный контакт, творческое сотрудничество с семьями учащихся,
- создание школы полного дня (полупансион) с организацией деятельности детей во внеурочное время, организация работы с детьми в каникулы,
- педагогика сотрудничества, предпочтение в образовательном процессе методов проблемного и исследовательского характера, применение разноуровневых и индивидуальных программ, применение при аттестации старших школьников системы зачетов по предметам и другие.
Наш опыт убедил нас в том, что образование вне ценностей и идей неэффективно и бессмысленно. Все годы педагогический коллектив работает над проблемой осмысления школьных дисциплин с точки зрения их духовной составляющей. Этой теме посвящаются педагогические чтения и семинары, проводимые в школе, выступления педагогов на Международных Рождественских образовательных чтениях, в 2001 году был проведен посвященный этой теме открытый семинар для учителей Люберецкого района.
Комплексная программа включает в себя краткое описание основных педагогических принципов и форм организации работы в школе в течение школьного дня и по окончании занятий. Обрисована система краеведческой работы, организации научно-практических конференций и школьных праздников, литературно-музыкальных гостиных, выездных мероприятий, в том числе паломнических поездок. Рассказано о работе летнего загородного лагеря и социальном служении школьников.
На фоне роста подростковой преступности, пагубных пристрастий и пороков необходима выработка здоровых современных форм работы с детьми и молодежью. Опыт показывает, что предлагаемые нами формы эффективны и жизнеспособны. Их развитие поможет не только воспитанию в недрах школы достойных граждан своего земного Отечества, но и Отечества Небесного. Надеемся, наш опыт окажется полезным и востребованным творческими педагогами других школ, найдет достойное место в системе образования Люберецкого района.


Истоки воспитательной системы.

В первые годы перестройки возникло ложное, несоответствующее русской культуре, отношение к школе, как к некоему «исполнителю заказа», от которого требуется давать знания, максимально свободные от какой бы то ни было идеологии.
Причина этого явления объяснима. Но время показало, что такой подход приводит только к отрицательным результатам. Надо понять, что нет знаний вне идей, нельзя выучить, не воспитывая, а знания без должного воспитания могут стать страшным оружием в руках беспринципного человека.
Для того, чтобы начать разговор о воспитании, позволим себе небольшое идейно-философское вступление: прежде, чем рассуждать о том, как мы воспитываем, стоит уточнить, на какой системе ценностей строить воспитательный процесс. Без этого фундамента все теряет прочность и смысл.
Приходит такой момент в жизни почти каждого, погруженного в обыденность человека, когда он видит бесполезность своих усилий, бесполезность жизни, ищет путь и не верит, что он есть, что есть перспектива. Самое большое счастье в этот момент встретить человека, который покажет этот путь, и не словом, а примером собственной жизни.
Через человека, может, самого немощного и грешного, но человека не сиротливого, имеющего Отца и Мать – через него происходит встреча с ИСТИНОЙ. В таком состоянии мне видится сейчас наше общество и народ – поиграв в свободу, Европу, рынок и другие подобные «игрушки», человек ощутил себя одиноким и несчастным, а страну свою – униженной и кем-то загнанной в тупик.
Что сейчас нужно людям? Законы? Деньги?
Больше всего сейчас нужен – человек, пример, наглядный пример того, что можно жить радостно и иметь удовлетворение от своего труда.
Таким образом, прежде, чем начать разговор о формах воспитательной работы уточним, что основой воспитательного процесса является личность педагога, а главной формой воспитательного воздействия – воспитание личным примером.
Общество мечется от одной идеологии и системы ценностей к другой, семьи, дети, педагоги вместе с ним блуждают в сумерках нерешенных вопросов. Педагоги и родители хотят дать детям знания, но очень часто дети просто не имеют желания учиться, они больны безволием, зависимы от компьютеров, агрессивны и при этом апатичны. А зачастую ребенок не хочет не только учиться, но и вообще делать какие-либо усилия. Так что первой задачей образования становится решение ранее очень редкой педагогической проблемы – возвращения детям здоровой любознательности и тяги к образованию, того, что мы именуем мотивацией.
А на чем должна строиться мотивация к знаниям? В Советское время мы говорили пионерам о долге перед Родиной и других гражданских обязанностях. Теперь мы выдвинули более современный, «буржуазный» тезис: учиться надо потому, что образование – условие успешности. Под «успешностью» же понимается материальное преуспевание и только. Надо сказать, что именно эта идеология вызвала в 60-х бунты хиппи на Западе и вызывает отторжение у современного мало-мальски «неформально» устроенного ребенка. Так что всех замотивировать «успешностью» не удастся, это подсказывает мировой опыт.
В том же случае, когда послушный ученик принимает этот критерий и начинает строить на нем свою жизнь и деятельность, вдруг оказывается, что в результате он теряет способность к самостоятельному, творческому мышлению. Дело, видимо, в том, что чрезмерная прагматичность, нацеленность на успех и зримый результат лишает человека живых соков ума и таланта – здоровой любознательности, дерзновения в мыслях, живой игры ума и творческой интуиции. (Это маленький человеческий секрет – если девице все время думать о своей красоте, она теряет привлекательность).
Что же может и должно стать целью и мотивом получения образования? Это должны быть традиционные для русского народа ценности служения – Богу, Отечеству, своему народу, своим ближним. В этой системе ценностей простой тезис – «выучишься, будешь для своей одинокой мамы опорой и надеждой» – более духовно здоровый и человечески действенный, чем – «учись – станешь преуспевающим и счастливым». Искать ответы на вопросы педагогики мы пытаемся в традициях русской национальной культуры, близкой нам генетически и психологически.
Со времен Киевской Руси славилась Русь высоким образованием, соединенным с высокими духовно-нравственными идеалами. Славилась строгостью семейных устоев, яркостью праздников, хлебосольством, своими умельцами-ремесленниками, готовыми в любую минуту стать отважными и сильными воинами. Умели трудиться, пировать, воевать. Умели детей родить и достойными людьми вырастить. Эта модель общества жила в среде русского крестьянства вплоть до середины ХХ века, что подтверждается и победой в Великой Отечественной Войне. Черпая из бездонного, чистейшего источника русской традиционной культуры, уклада русской жизни, форм воспитания и образования, устроения семьи, традиций гулянья и хлебосольства - только черпая из этого чистого родника, сможем мы понять в себе человека, возродиться самим и взрастить детей наших в полноте детской радости и ответственного отношения к дару жизни.
Система образования в НОУ «Школа «ОБРАЗ» строится на признании приоритета духовно-нравственных ценностей во всей жизни и деятельности человека.
Таким образом, формирование правильных, здоровых жизненных ценностей составляет ядро всех образовательных программ, влияет на структуру учебного плана, формирование основных методических и педагогических принципов работы. Такая работа возможна только при условии тесного взаимодействия, точнее, творческого сотрудничества с семьями.

Основными целями всей образовательной системы школы можно назвать:
• воспитание любви к Отечеству через погружение в родную культуру, через опытное познание традиций Святой Руси – вот идеальная, высшая цель всего образовательного и воспитательного процесса;
• человек, познавший радость созидания, творческий, думающий, обладающий необходимым багажом добрых и полезных знаний, гражданин, неравнодушный к судьбе Отечества, способный внести свой вклад в возрождение и развитие родной культуры, умеющий ради Бога и ближнего своего пренебречь комфортом и благополучием личной жизни – вот идеал выпускника, к воплощению которого стремится наш педагогический коллектив;
• воспитание мужей – защитников Отечества, ответственных и трудоспособных глав семейств и жен – верных, целомудренных, заботливых матерей – вот другая, неотъемлемая часть этого идеала;
• воспитание вдумчивости, внимания, послушания, добросовестности и усердия – вот те главные качества, которые хотелось бы воспитать в человеке.
Прежде, чем описать отдельные элементы этой системы, остановимся на основных принципах воспитательной работы в школе:
• школа живет под руководством Церкви, оценивая всю свою жизнь и деятельность с позиций догматов Священного писания и учения святых отцов;
• школа и семья придерживаются единых принципов воспитания, осуществляют их в своей жизни;
• школа строится по иерархическому принципу, в основе которого любовь, забота и ответственность старших, в ответ – в любви и доверии осуществляемое послушание младших;
• главный принцип – воспитание личным примером, совместная общинная жизнь педагогического и детского коллектива, где «радость и горе – пополам»;
• одно из центральных мест в образовательном процессе отводится художественным ремеслам, на занятиях которыми учащиеся на практике приобщаются к ценностям и традициям родной культуры, постигают законы красоты и гармонии;
• именно в труде воспитываются добросовестность и усердие, а «от рук и голова умнеет» – как гласит русская пословица;
• основной ритм школьной жизни определяется церковным (от Рождества до Пасхи) и школьным (от Первого к Последнему звонку) календарем.
Для того, чтобы процесс обучения был радостным, интересным и по сути своей здоровьесберегающим (здоровым) нужно, по нашим психолого-педагогическим убеждениям, вернуть детям детство. Мы не хотим об этом помнить, потому что нам поскорее продукт нужен, качество, количество знаний. Но скороспелое образование так же отличается от подлинного, воспринятого по мере возрастания, - как тепличный зимний помидор от грунтового. Разница видна не сразу – раскусить надо. Этим «раскусыванием» становиться юность и взрослая жизнь. Для того же, чтобы наша педагогика соответствовала психологическим особенностям развития ребенка, необходимо придерживаться еще нескольких принципов:
• не спешить с ранней интеллектуальной подготовкой школе, но больше уделять внимания в дошкольной подготовке и в начальном звене фольклору, игре, движению, художественной деятельности;
• учитывать разницу натур мальчиков и девочек, ни в коем случае не нивелировать это различие, где можно – вводить раздельное обучение;
• избегать перегрузок за счет оптимизации учебного процесса и методик преподавания;
• воспитывать целомудрие и оберегать детей от пороков;
• прививать здоровую систему ценностей.



ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


1. Воспитание в учебной деятельности.

Главные вопросы познания не «сколько?» и «как?», а «зачем?» и «почему?». Вопрос о смысле человеческой жизни. Задавая себе и детям этот вопрос мы создаем не искусственную, но подлинную, живую мотивацию к познанию. Процесс обучения, в котором мы постоянно отвечаем на смысловые вопросы, лежащие в основе всех наук – этот процесс становится осмысленным и эффективным, рождает педагогику сотрудничества.
В какое время педагог должен заниматься воспитанием? До, после уроков, во время перемены?
Конечно, главное воспитание происходит во время самого урока.
Сами базовые школьные предметы могут и должны воспитывать учащихся, и в этом не будет ущерба для знаниевой составляющей, но прибавится качество и глубина. Приведем несколько примеров.
История. Изучая этот школьный курс, мы не можем забывать, что отсчет исторического времени начинается от Рождества Христова, и невозможно изучать европейскую цивилизацию, не зная истории Христианства. Если учащиеся знакомятся со Священным писанием, историей церкви, житиями святых, то историческая наука предстает перед ними в живых взаимосвязанных картинах. В нашей школе есть традиция чтения во время трапезы. Здесь дети узнают много нового о жизни святых подвижников, пророков, героев, воинов, царей. Сам исторический процесс в контексте Вечности приобретает смысл и закономерность.
Литература. Если задуматься, то вся русская литература, вольно или невольно, ведет либо к познанию опытным путем - через художественный образ – Божественных законов бытия – или к полемике с ними. Литература без Евангелия необъяснима и неинтересна, бессмысленна. Литература ведь всегда ставит вопрос о смысле жизни.
Русский язык. Духовное восприятие жизни придает и слову, и наукам о нем особое значение и глубину. Важно и появление у нас в учебном плане курса церковнославянского языка. Без славянских корней, без духовного осмысления истории языка восприятие его мельчает и сводится только к обучению «грамотности» – кстати, малорезультативному нынче именно из-за потери детьми умения осмысливать и вникать в суть слова.
Естественные науки. Они, в свое время, были нещадно обеднены материалистами из-за «культового почитания дарвинизма». Здесь уход от материализма – единственный способ вернуться к подлинной научности
Специалисты говорят о Божественной сущности математики. И это логично. Царица наук, если постигать ее глубину, помогает познать строгую структуру мироздания.
Такое знание, такой подход к наукам востребован обществом.
Опыт осмысленного религиозным сознанием образовательного процесса бесценен для общества ХХI века как в целом, так и в его предметной частности. Православный подход к воспитанию помогает правильному, соразмерному «взращиванию» в человеке ума. Получается так: воспитывая в истине, возвращая к вере, создаем благоприятную почву для образовательного процесса, а правильно осмысленное знание само по себе не отягощает, но питает нас (вос-питывает).
Итак, бесспорно то, что основа воспитательной системы в любой школе – в осмыслении и организации самого учебного процесса. Но, все же, одним учебным процессом она не ограничивается.


2. Школа полного дня.

Режим школьной жизни с момента возникновения школы строится как полный день (полупансион). Этот режим предусматривает динамическую паузу (большая перемена с организованными играми и движением на свежем воздухе – 40 минут после 4 - 5 уроков), обязательный горячий обед и ужин, продуманность занятий после уроков.
Жизнь школьников организована так, что после отдыха и обеда он посещает факультативы и дополнительные занятия, а после трех-четырех часов дня спешит в кружки и студии по интересам.

После уроков в школе работают следующие кружки и студии:

- керамики,
- изобразительного искусства,
- изготовления куклы - народной и театральной,
- ткачества,
- батик,
- бисероплетения,
- плетения из ивового прута,
- колокольного звона,
- школа юного журналиста,
- литературно-музыкальный,
- хоровой,
- хоккей на льду – зимой.

Кроме того, учащиеся посещают спортивные секции в соседней школе:

- самбо,
- общей физической подготовки.

В помещении школы «Образ» наши учащиеся вместе с детьми из соседнего микрорайона занимаются в классах Малаховской музыкальной (фольклорное отделение) и художественной школы.



3. Школьные праздники.

Жизнь человека подчинена календарному циклу. Хорошо, когда календарь строится по принципу «Делу время – потехе час». Цикл праздничных мероприятий в школе выверен годами. В нём мало лишнего – иначе на «дело» не останется времени. Так, мы не уделяем сугубого внимания такому, например, прекрасному празднику, как Рождество Богородицы, почтив его молитвой, отдаём предпочтение Покрову Пресвятой Богородицы. Выбираем Рождество Христово, предпочитая его Новому году, так как два больших праздника рядом подготовить невозможно, выбирается главный.
Но выбранные православные праздники: Покров, Рождество Христово, Пасха и день Жен-Мироносиц – притягивают к себе весь «календарь», так как готовиться к ним мы начинаем заблаговременно. В программу подготовки включаются все мастерские, все классы, каждый имеет свою отдельную задачу.
К Рождеству Христову вся школа готовит большой спектакль-действо, в котором участвует около 100 героев, рисуются декорации, разучиваются песни. К настоящему времени нами сочинено 8 сценариев Рождественских спектаклей, все они изданы в виде брошюр, 2 опубликованы в серьезных изданиях.
К празднику Покрова Пресвятой Богородицы каждый год перед классами ставится новая тема-задача, такие как, например:
- подготовить рассказы и сценки, сказки и загадки о хлебе, что складывается в общий сценарий под названием «Хлеб наш насущный»;
- рассказать об «иконах Пресвятой Богородицы» - рассказы о явлениях и чудесах от икон, связанных с ними исторических событиях;
- инсценировать басню и тому подобные самые разнообразные задания.

Празднование Пасхи происходит после Пасхальной паломнической поездки и становится, одновременно, праздником матери, праздником семьи.

Расскажем немного об особенностях подготовки праздников.
Наша школа маленькая. В ней в разные годы было от 100 до 130 человек, и с самого начала мы решили придумывать наши спектакли-действа в такой форме, чтобы в них могли участвовать все.
Подготовка праздника и спектакля становится таким педагогически необходимым школьным делом, в котором «один – за всех, и все – за одного». Эта подготовка занимает около месяца, и, таким образом, праздники становятся реальными доминантами учебного года, что соответствует и духовному ритму. Рождественский пост заранее настраивает на подготовку к Рождеству, Великий – к Пасхе, правильно готовя масленицу мы приготовляемся, одновременно, ко «входу» в сам Великий пост. И непричастных к этой подготовке, волей-неволей, не остается.
Все дети любят играть. Так же, как все любят рисовать и петь. Некоторые, правда, об этом не знают. Потому что боятся. Потому что думают, что у них не получится. У нас петь, рисовать и выходить на школьную сцену боятся только «новенькие». А для остальных это спокойная органичная форма детского «послушания», которую они выполняют добросовестно и с удовольствием.
Из гражданских праздников мы особенно любим и выбираем 9 мая – День Победы. Подготовка к этому празднику тоже начинается заблаговременно. Ежедневно за трапезой учащимся читаются поучительные рассказы из истории Великой Отечественной войны.
- Идёт сбор материала по теме «Война в моей семье», готовится альманах и выставки «семейный альбом».
- Школьный хор дополняет свой репертуар песнями времён войны и о войне.
- Проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, людьми, окончившими школу в июне 1941г.
В те годы, когда Пасха совпадает или очень близко к 9 мая, мы составляем единый Пасхально-победный сценарий, что соответствует и исторической правде, ведь день победы 1941 года пришелся на Пасху!


4. Краеведческая работа.

Отрыв от родной культуры, незнание истории своего Отечества – трагическая реальность нашего времени. Только живое соприкосновение с историей, возрождение самых различных форм народной культуры сделает жизнь ребёнка и нашу жизнь полной, красочной, надёжной.

Основные направления краеведческой работы:

1.Подготовка и проведение детских научно-практических конференций, чтений и семинаров по историко-краеведческим темам. За последние годы проведены конференции:
«Мир русской деревни» - 2002 г.
«Война 1812 года в истории Люберецкого района», посвященная 250-летию Храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Жилине – 2003 г.
«История страны в истории моей семьи» - 2004 г.
Святыни родного края, новомученики и исповедники благочестия в XX столетии – 2006 г.

2. Организация краеведческой и этнографической экспедиции во время работы в летнем лагере.

3. Выпуск стенных газет по краеведческим заданиям, подготовка краеведческих материалов в школьную газету.

4. Система экскурсионных и паломнических походов и поездок по памятным историческим местам родного края.

5. Сбор экспонатов для школьного музея.

В настоящее время среди экспонатов школьного музея имеются образцы народного костюма, экспозиция, посвященная выделке льна и ткачеству; «русская печь», различные предметы старинного обихода. Другую часть экспозиции составляют изделия школьных мастерских, воплощающие в лучших экспонатах живое продолжение народной традиции. В дальнейшем мы хотели бы углубить эту работу за счет создания программы музейно-педагогической работы.
Все предыдущие конференции проводились на Масленицу, поэтому программа всегда включала в себя концерт, гулянье, общение с друзьями. Для примера в Приложении № 1 мы приводим программу встречи юных краеведов весной 2006 года.


5. Межшкольные научно-практические конференции учащихся.

В 2005 году вместо краеведческой было решено провести естественнонаучную конференцию учащихся по теме - «Гармония мироздания». Конференция вызвала такой большой отклик и интерес, что мы не смогли включить всех докладчиков, а главным недостатком конференции была названа перенасыщенность докладами. С тех пор эту тему решили поддерживать и собирать участников через год, чередуясь с краеведами, что и произошло в феврале 2007 года.
Конференция организуется с целью приобщения детей к научному творчеству, налаживания педагогического сотрудничества. Надеемся, что данная конференция внесет свой вклад в разработку методик преподавания школьных дисциплин и отношения к наукам с точки зрения их духовно-нравственного осмысления.
Темы научных работ разрабатываются преподавателями школ или другими специалистами в соответствии с направлениями (гуманитарное, естественнонаучное, физико-математическое) и возрастом учащихся (см. Приложение 1).
Конференция, прошедшая 13 февраля 2007 года, особенно знаменательна для нас тем, что в этот раз на наше предложение откликнулись и приняли участие в ней учащиеся Люберецкого района.
Конференция прошла по ставшим традиционным распорядку, интересно и дружелюбно. Был отмечен высокий уровень докладов, проведено награждение участников. Договорились и о встрече юных ученых на конференции 2009 года.


6. Литературно-музыкальные гостиные

Несколько раз в году, для более узкого, чем общешкольные праздники, круга участников и любителей, проходят в школе «Образ» литературно-музыкальные гостиные. Одна из главных целей, для достижения которой почти не предусмотрено времени в школьной программе, является знакомство аудитории с сокровищами музыкальной культуры.
Гостиная – не драматический театр, это, скорее, музыкальный салон с литературными чтениями и элементами театрализации.
За четыре года существования «Гостиной», руководит которой преподаватель литературы Свинарчук Ирина Витальевна, подготовлен целый ряд очень разнообразных композиций:
• «Реквием» - по произведениям В.Моцарта, А.С.Пушкина, Анны Ахматовой;
• «Метель» - по «Метелям» А.С.Пушкина и Свиридова;
• «Моцарт и Сальери» - по «Маленьким трагедиям» А.С.Пушкина и произведениям В.Моцарта;
• «Времена года» - по произведениям П.И. Чайковского и лирике русских поэтов;
• «День Победы» - по песням и лирическим стихотворениям о войне;
• «Евгений Онегин» - по знаменитому роману и музыке П.И. Чайковского;
• «Забытое имя» - по творчеству А.К. Толстого и другие.
«Гостиные» воспитывают в нас вкус, расширяют культурный кругозор. Здесь удается проявить свои таланты многочисленным учащимся музыкальных школ, а художники с удовольствием участвуют в написании декораций.


7. Поездки, походы, выездные лагеря

Любой педагог знает, что воспитательный потенциал двухдневного похода, если он правильно организован, равен иногда году упорной работы. Поездки и походы сближают взрослых и детей, единая благородная цель одушевляет их действия, заставляет мобилизовать силы и приобрести умения для преодоления трудностей.
Таким образом, для всех таких «недомашних», выездных форм работы важно найти именно значимую идею, которая бы дала цель и смысл всему мероприятию.

Здесь наша работа осуществляется по следующим направлениям :

1. Паломнические поездки по святым местам. Паломническая поездка – это живое изучение географии, истории и современной жизни нашей родины. География паломнических поездок школы «Образ» весьма обширна. Посещая Киевские святыни, мы изучали историю возникновения Киевской Руси, её духовные истоки и ратные подвиги. Псков представал как северная твердыня и вместе с Новгородом воссоздавал историю защиты Руси от шведов и тевтонцев. Сергиев Посад возвращал не только к истории Куликовской битвы, но и польской интервенции, героической обороны монастыря в эпоху междуцарствия. И почти каждый монастырь воссоздавал в нашем сознании историю варварского разрушения и христианской стойкости в годы Советской власти.
В дальнейшем мы хотели бы повторить многие из наших поездок, посетить Соловки, Валаам, Екатеринбург, попасть в Сербию и Иерусалим. В приложении к данному докладу мы приводим карту наших путешествий, совершенных за 15 лет.

2. При всей несомненной пользе паломнических поездок, взор наш последнее время всё больше обращается к поездкам миссионерского характера, или же к наполнению паломнических поездок дополнительным миссионерским содержанием. Это поездки в детские дома, сельские школы, сельские дома культуры и т.д.
Учащиеся в таких поездках показывают спектакли, концерты, организуют игры с детьми. В возрождающихся храмах и приходах преподаватели и учащиеся помогают в подготовке храма к Богослужению, поют на клиросе, во время крестных ходов. На Крещение помогают устроить Иордань (прорубь на реке в виде креста).

3. Дети, в особенности подростки и молодежь, стремятся к расширению круга своего общения, радуются возможности познакомиться с интересными, близкими по духу сверстниками. Этой задаче отвечает проведение молодёжных слётов, где организуются игры и соревнования, беседы, викторины, творческие конкурсы.

4. Очень большой интерес подростков вызывает проведение выездных военно-спортивных игр и соревнований.

Школа «Образ» выступила в качестве одного из участников и организаторов II Суворовского слёта в деревне Фетинино.
В осенние каникулы 2005 года отряд школьников выезжал на военно-патриотические сборы в Адыгею на Кавказ, где занял первое место.
Осенью 2006 года группа мальчиков принимала участие в военно-патриотических соревнованиях на Куликовом поле, где заняли первое место среди участников младшего школьного возраста и первое место в исторической викторине.


8. Летний оздоровительный лагерь в Ярославской области

В летние каникулы школа уже много лет выезжает в молитвенно-трудовой лагерь. Первоначально это были полевые лагеря при монастырях, основным содержанием которых была посильная помощь в восстановлении святынь
С 2005 года мы начали строительство летнего оздоровительно–трудового лагеря, который пока функционирует в полевом режиме. Здесь осуществляется комплексная патриотическая, краеведческая, миссионерская, социальная, ремесленная и другая практика учащихся.
Воздух, напоенный дыханием трав, тишина, лес, полный ягод, непугливые птицы и доброжелательные ёжики – таков этот чудесный край. Деревня Хороброво цепочкой домов тянется через дивные цветочные луга к берегу реки Нерли, образующей здесь небольшое чистое водохранилище.
И в ряду нарядных домиков с резными наличниками – здание бывшей школы, с огромным яблоневым садом и палатками под яблонями.
В здании пока идёт реконструкция, и оно используется для нужд лагеря только частично. В лагере все насельники, взрослые вместе с детьми, несут трудовые послушания, обеспечивающие самообслуживание, развитие лагеря, посильное участие в реконструкции здания, работу на огороде, помощь немощным.
Летом 2006 года лагерь проводился в 4 тематические смены по 2 недели каждая.
В каждой смене использовались элементы спортивного, военно-патриотического воспитания, художественного творчества и другие, но при этом в каждой смене одно из направлений было приоритетным..

I. Военно-патриотическая смена «Русская слава».
В этой смене участвовали школьники 11 – 16 лет. Одной из целей было воспитание мужества, психологическая и физическая подготовка юношей к службе в вооруженных силах России в духе традиций Русской армии, приобщение к истории Отечества через историю русского воинства: Александра Невского, Адмирала Григория Спиридова (захоронен в церкви с. Нагорье), Н. Кошкина (знаменитого конструктора танка Т-34), родившегося в г. Переславле-Залесском.
В конце смены воспитанники сдавали зачеты по следующим дисциплинам:
• история флота и армии;
• строевая подготовка;
• огневая подготовка;
• общая химическая подготовка;
• начальные навыки выживания;
• рукопашный бой;
• теория парашютной подготовки;
• тактико-специальная подготовка;

II Смена – миссионерская.
Основные участники – подростки и молодежь от 10 до 16 лет.
Центральное событие смены – участие в Богослужении и в совместном крестном ходе по маршруту деревня Хороброво – село Андрианово – село Нагорье – «Николо-Сольбинский монастырь» Крестный ход состоялся на следующий день после праздника святых апостолов Петра и Павла. В нем приняло участие 100 человек из летнего лагеря (воспитанники, педагоги, гости), прихожане местных храмов, около 50 человек детей, специально приехавших из города Переславля-Залесского.
В день годовщины Битвы под Полтавой весь лагерь выезжал в село Великое для участия в праздничном богослужении в храме, воздвигнутом в 18 столетии Репниным в память легендарной победы над Шведами. Хор лагеря выступил в концерте, лозоплетельщики показывали мастерство в «Городе мастеров», потом все вместе смотрели потешный бой «ветеранов Полтавы».
Во время смены прошло два байдарочных двухдневных похода, проходили спортивные соревнования, военная игра, конкурсы песни.

III Смена – Художественно-ремесленная: «Левша»
Возраст участников не ограничивался.
Главной задачей смены было знакомство и овладение основами ремёсел и искусств, совершенствование в них. Во время смены работали студии:
• лозоплетения,
• керамики и гончарного дела,
• изобразительного искусства,
• изготовления традиционной куклы и мягкой игрушки,
• резьбы по дереву.
Даже распределение детей по отрядам соответствовало их основным занятиям на студиях. Был отряд «Палитра», «Лоза, он же – Золушки».
«Палитра» ездила на рассветах на «пленер». А вечерами все по очереди занимались конным спортом в манеже села Святово.
Во время смены участники посетили музеи паровозов, чайников, утюгов, краеведческий музей, знакомились с традиционными народными промыслами края.
Одновременно проходила подготовка спектакля по мотивам русских народных сказок «Русь-матушка и Горе-Злосчастье», который и был показан в конце смены в Доме культуры села Нагорье.
Плоды деятельности студий в день спектакля демонстрировались на большой выставке на центральной площади села у входа в ДК.

IV Смена – Историко-краеведческая
Основной задачей смены было приобщение к истории края, через неё – к истории Отечества, первые шаги в научно-исследовательской работе.
Основное направление работы: сбор материалов по истории Николо-Сольбинского монастыря, поиск первоначального местонахождения древней обители, проведение раскопок.
Место древней, первоначальной, обители искали две недели и нашли в последние дни смены, с тем, чтобы на следующий год начать более детальное исследование и раскопки.
Одновременно проходили историко-краеведческие и этнографические экспедиции в соседних деревнях и селах. Был собран богатый и интересный материал по истории края, завязались интересные знакомства, сняли фильм, провели заключительную конференцию с участием местной общественности и священства.
Собрана и привезена в школьный музей богатая этнографическая коллекция.
К работе в лагере, наряду с сотрудниками «Школы» Образ», были приглашены местные педагоги и мастера, активно помогали священники ближайших приходов.
В летний лагерь выезжают почти все учащиеся школы, многие педагоги. Это очень сплачивает и многому учит и детский, и взрослый коллектив.
(У нас имеются два фильма, снятые во время крестного хода (2-я смена) и краеведческой (3-я смена).
Эта работа будет продолжена. Летний лагерь - это не только место отдыха, приобщения к труду и реалиям сельского быта городских школьников. Лагерь может стать центром миссионерской работы в данной местности, послужить к возрождению в районе утраченных ремёсел.


9. Дела милосердия и культурно-просветительские мероприятия

Вера без дел мертва. Какие же дела милосердия доступны школьникам? Те же, как и любому человеку. Более того, если не идти с детьми к тем, кто нуждается в их помощи, мы не сможем воспитать в детях любовь, отзывчивость, правдивый взгляд на жизнь. А сколько людей нуждается в нашем участии!
Малаховка – традиционное место размещения детских домов. В 30-е годы здесь был целый Детский городок, состоявший из множества учреждений. Сейчас в поселке находится Люберецкий Дом Малютки, Детский Дом «Соната», интернат для слабовидящих.
Первая же поездка в Дом Малютки около 10 лет назад потрясла наших детей. Родители рассказывали, как менялись их дети от похода к походу к малышам. Это были трудные, но важные переживания. Учащиеся одевали младенцев на прогулку, гуляли с ними. Потом нам почему-то запретили гулять с детьми, опасаясь инфекций. Теперь дети ездят к малышам реже, возят подарки, строят горку. Но очень хорошо налаживается сотрудничество с Детским Домом «Соната». Там дети постарше, с ними можно играть, для них мы готовим кукольные спектакли, на Рождество привозим «Вертеп». «Вертеп» - это старинное традиционное кукольное представление, изображающее в фольклорно-поэтической форме события Рождества Христова. Кукол для спектакля делали учащиеся с педагогами, они же разыгрывают спектакль в специальном переносном двухъярусном театре-ящике, изготовленном в школьной мастерской.
Традиционными стали и поездки 2-3 раза в год в дом Ветеранов в Измайлове. Там учащиеся показывают концерт, дарят одиноким пожилым людям подарки, сделанные своими руками. Они видят слезы на лицах стариков, слышат рассказы ветеранов, сочиненные ими стих и песни. Детей никогда не приходится уговаривать на эти поездки, хотя бывают они обычно в дни школьных каникулы.
Дружим мы с православным детским домом в Костромской области, туда дети с огромной радостью ездят в зимние каникулы, везут спектакль, подарки, свою дружбу.
Кроме того, в зимние каникулы мы выступаем и перед другими детьми из школ и детских домов Ярославской области. Перед каждой поездкой дети и родители охотно собирают подарки для своих старых и будущих друзей.
На Рождество и Пасху детский отряд посещает больных в больнице поселка Октябрьский. Кроме того, дети ездят поздравлять с праздниками и с помощью к некоторым инвалидам и одиноким старикам.
У нашей начальной школы есть еще свои отдельные традиции. Так весной малыши обязательно совершают трудовые десанты в Храм Св. Иоанна Предтечи в городе Жуковский, ухаживают за аллеей Славы погибших воинов-Афганцев.
На Рождество мы показываем спектакль в киноцентре «Союз», проводим елку для воскресных школ, дважды проводили совместно с Люберецким благочинием День славянской письменности и культуры.


10. Семейный клуб

Не так давно, силами заместителя директора по начальной школе Жуковой Г.Н. в школе был создан Семейный клуб. У него уже есть свой актив заинтересованных родителей, которые охотно приходят на встречи для обсуждения книг, посвященным насущным психолого-педагогическим проблемам.
На одну из таких встреч приезжала известный детский психолог Т.Л.Шишова.
Родители охотно участвуют в работе летнего лагеря, некоторые ездят с нами в поездки. Очень интересна работа семей по изучению и составлению Семейного древа, записыванием с детьми рассказов из истории семей.


11. Издательская деятельность

Песня – великая радость и великая сила. Не только послушать хорошую песню, но и спеть всем вместе – вот что объединяет и одушевляет «старых и малых». Для развития совместного пения школа осуществила уже три издания репертуарного сборника «Песни, которые мы поём», переиздание сборника «Песни военных лет».
Материалы школьных праздников издаются ежегодно в виде небольших брошюр, куда входят общие сценарии и наработки каждого класса. Изданы материалы некоторых конференций. К праздникам создаются открытки, нарисованные детьми и отобранные по конкурсу.
С сентября 2006 года в школе издается ежемесячная газета на 8 полосах формата А-4, в ее создании основная роль принадлежит учащимся.
По работе в каникулы, поездкам, конференциям и спектаклям монтируются и записываются фильмы, правда, пока - силами взрослых.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, программа духовно-нравственного и патриотического воспитания в школе «Образ» имеет уже сложившиеся многосторонние традиции, устои и перспективы. Она предусматривает как повседневную работу со школьниками в учебное время, так и обширные программы работы во внеурочное и каникулярное время.
Для дальнейшего развития и реализации программы потребуется:
• большая научно-исследовательская и организаторская работа администрации и методистов, более тесное сотрудничество с научными организациями, с МОУ ДПО «Центр развития образования» Люберецкого района;
• дальнейшее обучение коллектива;
• укрепление материально – технической базы, покупка дополнительного оборудования и снаряжения;
• выход из финансового кризиса, поиск средств для текущего финансирования исследовательских работ, таких направлений, как работа художественной школы, киностудии и др.
• понадобится и совершенствование кадровой политики школы по следующим параметрам:
- тщательный подбор коллектива, в котором взрослые являют пример трудолюбия, честности, внимательности, скромности;
- привлечение к работе со школьниками и к деловому сотрудничеству благополучных, дружных семей, которые, в современной ситуации разрушения традиционных ценностей, являют пример счастья в верности и любви;
- привлечение к работе православных педагогов-мужчин, их тесное взаимодействие с детьми в учёбе, труде, во внеклассной работе;
- поиск педагогов, являющихся специалистами-мастерами в различных областях профессионального труда и творчества – только в этом случае работа в мастерских приобретает объем и яркую профессиональную перспективу.
Побор квалифицированных кадров, их обучение, профессиональный рост, анализ и обобщение их опыта работы делают школу не только полноценным коллективом, который выполняет поставленные задачи духовно-нравственного воспитания, но и неким генератором идей, маленьким НИИ, готовым потом распространить накопленный опыт.


Список приложений

1. Описание I межшкольной естественнонаучной конференции «Гармония мироздания»
2. Программа краеведческой конференции.


Приложение № 1

I межшкольная естественнонаучная конференция «Гармония мироздания»

10 марта 2005 года в НОУ «Школа «ОБРАЗ» в пос. Малаховка прошла 1-ая межшкольная православная естественнонаучная конференция «Гармония мироздания».
В конференции приняли участие православные и светские общеобразовательные учебные заведения:
Гимназия им. Преп. Сергия Радонежского (г. Сергиев Посад); АНО «Знак» (г. Москва); Гимназия св. прав. Иоанна Кронштадтского (г. Железнодорожный); Православная школа во имя свят. Филарета Московского (г. Зеленоград); ЦПШ «Косинская» (г. Москва); ПЦНО во имя прп. Серафима Саровского (г. Москва); НОУ «Школа «ОБРАЗ», а также присутствовала делегация из Малаховской школы № 52. Школа № 3 п. Котельники, Люберецкого р-на представила на конференцию научно-популярный фильм «Вода», созданный учащимися школы под руководством Нестеровой Веры Николаевны.
С небольшими перерывами конференция работала 5 часов. Было заслушано 18 докладов, отобранных заранее на внутришкольных конференциях.
Лучшими из них были доклады: «Гармония взаимоотношений человека и животных на примере житий святых» Данилова Дмитрия (гимназия им. прп. Сергия Радонежского); «Полезны ли сорняки» Маши Щербаковой (Школа «ОБРАЗ»). Отдельно были отмечены доклады «Палочники» и «Тараканы» АНО «Знак», и «Опыт полевой работы» учащихся Центра непрерывного образования им. Прп. Серафима Саровского, как работы, написанные на основании экспериментальных исследований.
Особо оценивалось жюри умение детей мыслить и рассмотрение изучаемой темы в духе религиозного мировоззрения.
Важной частью конференции было обсуждение докладов: по вопросам к аудитории и докладчикам было заметно, что слушатели, сидящие в зале, очень внимательны. Им интересны обсуждаемые темы.
В числе недостатков конференции можно назвать перенасыщенность ее информацией (18 докладов) и отсутствие экспериментальной части в большинстве докладов.
А среди «плюсов» – главное то, что даже у самых ученых и взрослых слушателей не было ощущения детской игры. Перед нами было серьезное деловое общение школьников, педагогов и гостей
Но так как время конференции пришлось на широкую масленицу, то для игр, конечно же, нашлось время. В этот день были и концерт с масленичными песнями, и уличное гуляние с конкурсами, играми и призами, и праздничное чаепитие с блинами и вручением дипломов участникам конференции.
Предлагаем в качестве образца примерную тематику работ, предложенную преподавателями НОУ «Школа «ОБРАЗ» для разработки учащимися разных школ:

Преподаватель физики и математики, кандидат технических наук Волков Н.Н.:

ВОДА И СУША:
• Почему реки извиваются?
• Почему у пологого берега мелко, а крутого глубоко?
• Почему в озеро впадает много рек, а вытекать может только одна?
• Почему деревья не растут до неба?
• Почему у некоторых растений листья имеют складчатую форму?
• Почему стебель злаков пустой?
• ЖИВОТНЫЙ МИР:
• Отчего на суше нет животных крупнее слона?
• Почему самые крупные животные живут в море?
• Отчего нет млекопитающих размером с муху?
• Почему слон флегматичен, а мышь подвижна?

ЧЕЛОВЕК - ВЕНЕЦ ГАРМОНИИ
• Почему человеческая рука представляет собой столь совершенный рычаг?
• Почему кости так прочны и при этом легки?
К конференции 2007 года им же был предложен ряд «более взрослых» тем научных работ по физико-математическому направлению:
• Графический метод перемножения многозначных чисел.
• Разработка и создание электростатической машины и изучение с её помощью эквипотенциальных поверхностей методом плазменного зонда.
• Физика метели: классификация метелей, волны на снегу, сходство и отличие метели и пылевой бури, метелевое электричество.
• Почему свежевыпавший снег белый и скрипит?
• Почему снег со временем темнеет?
• Как образуются сосульки?
• Изучение особенностей зрения человека на примере учащихся 7 класса НОУ «Школа «ОБРАЗ».
Преподаватель физики и математики Тимофеева Г.Г. предложила свои темы.
• Принцип антропности: Мир создан будто специально для человека.
• «Жизнь глазами физика» (Шредингер);
• «Причина – следствие» на примере законов механики.
• Гармония в понимании разных народов.
• Закон сохранения энергии, как иллюстрация Бытия Божия.
• Физические законы – выражение гармонии мира (Пуанкаре).
• III закон термодинамики как одно из опровержений теории эволюции.
• Загадка вещества: почему растворяется сахар?
• Загадка вещества: человек состоит из тех же элементов, из которых состоят неживые тела.
• Роль трения в природе: гармония мешающего и необходимого.
Преподаватель химии Пляхина И.А. предложила свои варианты.
• Научное совершенство периодической системы элементов Д.И. Менделеева: простота устройства и большое количество информации.
• Это удивительное вещество – вода.
Преподаватель географии Ведяшкина Е.В. предложила темы географического содержания.
• Циркуляция воды в мировом океане.
• Климатические пояса (на примере одного из поясов).
• Циркуляция атмосферы.
Преподаватель биологии Кравченко А.Н. не только предложила, но и разработала с детьми предложенные темы.
• Знакомство с бионикой ( на конкретном примере).
• Экология: взаимосвязи организмов.
Преподаватель литературы Смирнова Т.Ю. предложила разработать темы на стыке литературы и математики:
• Соблюдение принципа «золотого сечения» в сюжете литературных произведений (ряд исследовательских работ по творчеству отдельных авторов, по различным литературным жанрам).
• Музыкально-математическая логика поэтического текста (фонетический или ритмический анализ текста отдельных лирических стихотворений).


Приложение № 2

Программа межшкольной краеведческой конференции «Святыни родного края»

Конференция проходила в Школе «Образ» 1 марта 2006 года

Распорядок дня:

10.00 – 10.30 Прибытие, чай
10.30 – 10.40 Молебен
10.40 – 12.10 I часть конференции, слушание и обсуждение докладов
12.10 – 12.50 Масляничное гуляние, ярмарка
12.55 – 13.15 Обед
13.25 – 16.00 II часть конференции.
16.00 – 16.30 Чай, блины. Награждение участников. Круглый стол


I ЧАСТЬ
Система краеведческой работы в школе «Образ»

Вступительное слово – Смирнова Т.Ю.
1. «Храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы в пос. Котельники»
Докладчик Кондратьев Арсений 4 класс,
2. «Старец Мартирий»
а) Рассказ о семье Подорвановых – 8 класс;
б) Фрагмент фильма об Алефтине Ивановне Подорвановой;
в) Чудо Святителя Николая, сценка – 9 кл;
3. «На раскопках храма Иоанна Предтечи в г. Жуковском».
Докладчик: Акопян Артемий, Фирсов Игорь, 3 класс.
4. «Представление гостей из краеведческого музея школы № 20 пос. Чулково».

Концерт «Государыня Масленица»


II ЧАСТЬ
История местного храма

1. «История общины храма Вознесения Господня»
Докладчик: Православная гимназия во имя Андрея Рублева. Карева Мария, 11 класс;
2. «История храма Смоленской иконы Божией Матери в городе Дубна»
Докладчик: Православная гимназия «Одигитрия», г. Дубна. Полуян Сергей, Тимофеев Андрей, 9 класс;
3. «История Косинских храмов»
Докладчик: Церковно-приходская школа «Косино». Гуникова Любовь, Шомшина Елена, 10 кл;
4. «История храма Митрофана Воронежского»
Докладчик: НОУ «Школа «Свет». Михайлова Настя, 8 кл;
5. Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Тарычево
Докладчик: Центр непрерывного образования Серафима Саровского (Сабурово). Черненко Даниил, 6 кл.


III ЧАСТЬ
Праведники и новомученики ХХ века – наши земляки.

1. «О новомученике Константине Богородском»
Докладчик: Богородская православная гимназия. Сидоренко Михаил, 7 класс;
2. «Дубнинская земля освящена традициями мучеников и исповедников Российских»
Докладчик: Православная гимназия «Одигитрия», г. Дубна. Кошелева Юлия, 10 касс, Шумилова Христина, 10 класс.


IV ЧАСТЬ
Памятные места, которые мы сами открыли.

1. «Ширков погост, о. Селигер, Храм Иоанна Предтечи»
Докладчик: Центр непрерывного образования Серафима Саровского. Зеленин Дмитрий, 10 класс;
2.«Легенды Черного озера»
Докладчик: Церковно-приходская школа «Косино». Иваровская Валерия, Крапивин Юрий, 11 кл;
3.«История и современность Плескова»
Докладчик: Православная школа «Плесково». Загородняя Анна, 9 класс;
4.«Из истории Косинской школы»
Докладчик: ЦПШ «Косинская». Колосова Анастасия, Лукьянова Александра, 8 кл.


V ЧАСТЬ
Система краеведческой работы в православной классической гимназии в Ховрино
1.«Обзорная история Северного округа г. Москвы»
Докладчик: Православная классическая гимназия в Ховрино. Панкова Галина, 9 класс;
2. «Храмы района Ховрино, новомученики и священники этих храмов»
Докладчик: Православная классическая гимназия в Ховрине. Головина Анна, 10 класс, Бурова Варвара, 10 класс;
3. «Больница им. Боткина и близлежащие храмы»
Докладчик: Православная классическая гимназия в Ховрине. Васильченко Кирилл, 11 класс.

- Назад -
Budocenter 1993-2008
E-mail: budocenter@yandex.ru
Хостинг от uCoz